-
БИБЛИОТЕКА
  ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  О ЧЕМ ЭТОТ САЙТ?
  РАССЫЛКА
  БИБЛИОТЕКА
  ФОТОГРАФИИ
  ССЫЛКИ
  ТЕСТЫ
  ПРОГРАММКИ
  КАРТА США
  ПОГОДА
  НОСТАЛЬГИЯ

Ведущий ресурса:
Артем Зубов
E-mail: info@revatour.ru

Адреса ("зеркала") сайта:
http://www.revatour.ru


Последний выпуск рассылки: №97

COPYRIGHT
Информацию с этого сайта разрешается публиковать (с указанием авторства и ссылки на сайт
"ВСЕ О США" -
http://www.revatour.ru).










Об автомобиле в Америке.

Артем Зубов.


Давно хотел рассказать об автомобиле в Америке и обо всем, что с ним связано. Даже в России автомобили уже есть у многих, хоть он и не очень доступен. А в США без авто не обходится практически никто, поэтому авто-тему можно не считать специализированной. Поэтому я и решился написать об этом в рассылке.

Кроме того, я постараюсь писать так, чтобы читать было интересно всем, даже очень далеким от автомобиля людям.

ДОРОГИ

В России всегда ругали наши дороги и мечтательно говорили о том, что вот за границей-то дороги ровные и хорошие. Поэтому, с дорог и начну. Дороги в Америке есть разные. Есть просто отличные (в основном, платные), а есть не очень хорошие, даже с небольшими кочками, трещинами. Конечно, не сравнишь с нашими выбоинами, колдобинами и открытыми колодцами. Обычно, дороги с не очень хорошим покрытием встречаются в больших городах на не оживленных улицах. Но в целом, дороги в США отличные!

Просто дорога

Дороги между штатами и городами ровные и бывают узкие (встречная полоса не отделена) и широкие, с несколькими полосами в каждом направлении, встречная полоса, как правило, отделена широкой полосой, на которой еще и бортик стоит, чтобы фарами не слепили. Платные дороги только такими и бывают. В атласах платные дороги обозначаются, как правило, зеленой полосой.

DutchVillage
DutchVillage

Немного скажу о сети дорог в городах. В дунтауне городов (центр города с высотными домами, офисами и магазинами - там обычно работают, а живут в пригороде) street'ы пересекаются с avenue под прямым углом, образуя множество небольших кварталов. Обычно в даунтаунах затруднена парковка и очень интенсивное движение. В очень больших городах Америки (Нью-Йорк, Лос-Анжелес), даунтаун занимает большую часть города.

В жилых районах (ну, или пригородах, не знаю, как лучше назвать) множество тихих, спокойных улиц (на них обычно скорость ограничена в 30-35 миль в час), объединяясь, выводят на фривей, с помощью которого уже можно переместиться на приличные расстояния (скорость на фривее бывает ограничена 60-65 милями в час).

San Francisco
San Francisco

Около школ и "сборищ магазинов" (моллов) скорость ограничивают 20 милями в час. Если на парковке указано, что место для инвалидов, никто (за исключением инвалидов) туда автомобиль не поставит.

Небольшая парковка

Грунтовые дороги в США тоже есть, но их нужно поискать. Больше всего грунтовых дорог, насколько я знаю, на Аляске. Кстати, когда берешь машину в рент, многие компании предупреждают, что они запрещают ездить на этой машине по грунтовых дорогам. Только вот как они это проконтролируют? :-)

Санта-Барбара - та самая, про которую сериал

Если туда, куда Вы едете, есть платная дорога, то есть и бесплатная. Пусть не такая широкая, пусть со встречной полосой, с грузовиками, но она должна быть всегда!

Разметка на дорогах Америки - правило, а не исключение. А те, кто водят машину, согласятся с тем, насколько легче ехать по дороге с качественной разметкой.

БЕНЗИН

Бензин в Америке дешев. И по сравнению с Европой (~1$/литр), и по сравнению с доходами. Может быть, поэтому в США почти нет дизельных автомобилей (я, естественно, имею в виду легковые). Цены на бензин различны в разных штатах. Также зависят от заправок (от какой фирмы заправка), периодически цены изменяются. В последнее время бензин подорожал. И, например, в Техасе стоит $1.27 до $1.33 за ГАЛЛОН, а не за литр, как привыкли в России. 1 галлон равен 3.76 литра. То есть, если пересчитать на привычные русским литры - 0.35$/литр или (при курсе 28р за доллар) - 9.8р/литр - чуть выше, чем в России.

Вопреки распространенному мнению, в США не ездят на спирте! Помнится, несколько лет назад преподавательница по географии рассказывала, что для уменьшения загрязнения атмосферы в США много автомобилей работают на спирте. Ничего подобного там нет. На спирте более-менее распространены машины в Бразилии, а не в США. Бразилия, конечно, тоже Америка, но южная, и совсем не США. Да, для любителей помечтать о том, что было бы с народом, если бы у нас были машины на спирте, скажу, что в двигателях внутреннего сгорания используют не этиловый спирт, а какой-то другой, метиловый, кажется. А он смертельно опасен при употреблении внутрь! :-)

Все эти кварты, галлоны не столь удобны, как наши меры объема. А вот измерение расхода топлива в США, на мой взгляд, более удобно. В России при указании расхода топлива пишут "литров на 100 км", а в США - "количество миль на 1 галлон топлива". То есть сразу можно определить, сколько можно проехать, если заправить, скажем, 10 галлонов. При л/100км приходится пересчитывать.

Так как бензин не дорогой, в США его не очень считают. Куда надо - туда и едут, не оглядываясь на то, сколько скушается бензина. В России тоже почти так же было. Раньше, когда бензин стоил 10 копеек. :-) Очень популярно перемещение в другие штаты прямо на машине. В России этот метод не самый массовый, у нас все больше на поезде.

Русские, если захотят, могут все! :-) Хотите пример? Крупная российская нефте-компания "ЛукОйл" открыла несколько своих автозаправочных станций в перенасыщенной ими Америке! Причем, поступила очень хитро. Например, строит заправку около супермаркета. Купил что-то в супермаркете - получил скидку на заправке. И наоборот. А американцы страсть как любят всякие скидки! Хлебом не корми, дай только что-нибудь поскидывать (точнее, со скидкой купить). Хочешь продать товар - напиши "sale".

Раньше в Америке были распространены заправки с заправщиками. То есть с людьми, которым даешь деньги, говоришь: "Полный бак", а сам сидишь - покуриваешь. Или чипсы грызешь. А он заправляет и еще стекла протрет. Теперь они есть не везде. Но где есть, вроде бы им чаевые не принято давать. Хотя насчет чаевых я точно не знаю.

ПРАВИЛА И ЗНАКИ

Правила отличаются от европейских. И от российских. Но не настолько, чтобы было все по-другому. Например, нет такого понятия, как "помеха справа". В России, если перекресток нерегулируемый, пропускаешь того, кто подъезжает справа от тебя. В США сначала все останавливаются. А потом первым едет тот, кто первым подъехал к перекрестку. На самом перекрестке установлены знаки "STOP" (в Америке они точно такие же, как ни странно). И часто перед перекрестком еще раза по три предупредят, что он - нерегулируемый.

Правила во всех штатах немного различаются. В некоторых штатах разрешен поворот направо на "красный". Конечно, если никому при этом не помешаешь.

Очень серьезно в Америке относятся к перемещению детей по улицам. Как я уже писал выше, около школ установлено ограничение скорости в 20 миль (40 км/ч). Так еще когда заканчиваются уроки, на всех перекрестках мамаши (у которых есть время и желание заниматься этим совершенно бесплатно) переводят детей через дорогу. Все машины с торопящимися дяденьками и тетеньками при этом стоят.

Если же везут детей на школьном автобусе, и кому-то надо выходить (или наоборот, заходить в автобус), то водитель откидывает специальный откидывающийся знак "STOP", и пока юный охламон не войдет в автобус, все машины опять стоят.

Вообще, очень ярко (по сравнению с Россией) выражено "уступание" дороги пешеходам. Если, например, Вы собрались переходить дорогу, то автомобили сразу останавливаются. И очень трудно их убедить, что ты им сам хочешь дорогу уступить! Правда, слава Богу, пешеходов по Америке шляется не так много, поэтому очень часто останавливаться не приходится.

Если Вы в Америке увидите табличку с просьбой беречь pedestrians, то знайте, что забота о секс меньшинствах здесь ни при чем, а pedestrians переводится с английского, как "пешеходы". :-) В общем, берегите пешеходов. Их в Америке и так мало осталось - все "ездиют на тачке и сидят, жуют жувачки". :-)

Разновидностей знаков в США меньше, чем в России. Зато очень любят все писать словами. Например "DON'T DRINK AND DRIVE" или "NO PARKING". На обычных знаках тоже бывают надписи. Например, знак ограничения скорости не круглый, а большой белый прямоугольный с надписью "SPEED LIMIT", а то вдруг кто-нибудь не поймет! :-)

Вообще, знаки выглядят по-другому. Но похожи, так что водитель, только что приехавший из России, понять, какой знак к чему, сможет.

Желающим хотя бы виртуально поездить по американским правилам могу порекомендовать компьютерную обучающую игру "Driver's education". Мне в ней, правда, многое не нравится, но наглядно представить правила можно.

ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВ

Водительские права в США имеют практически все. Ну, конечно, за исключением, не полностью дееспособных людей. Получать права можно с 16 лет (а не с 18, как в России). К 16-ти годам многие накапливают долларов 500 и покупают первую в своей жизни старенькую (хотя для России, скажем 10-летняя Toyota - это круто) машину, чтобы ездить на ней в школу и в кино.

Права являются полноценным удостоверением личности. Так как паспорта в США выдают только выезжающим за границу, права они используют вместо паспорта. Правда, кое-где нужно предъявлять Social Security Number (SSN), но это реже.

Многие, из тех, кто едет в США, интересуются, можно ли там ездить по российским правам. По закону можно 1 месяц. На самом деле можно и больше, поскольку это трудно проконтролировать, но злоупотреблять не стоит, тем более что сдать на права в США быстро и не трудно (особенно по сравнению с Россией). И недорого.

Весь процесс получения прав занимает один день, и все происходит в одном месте. Не надо предварительно проходить медкомиссию, делать фотографии. Правила дорожного движения, как правило, можно бесплатно взять прямо в том здании, где происходит получение прав. Экзаменационных билетов нет, так что заранее их выучить нельзя, но зато это компенсируется простотой вопросов.

Тем, кто принимает экзамены и выдает права, совершенно безразлично, как Вы учились водить машину - научил ли вас друг, родители, Вы сами или брали уроки (1 урок вождения стоит порядка $30-50, хотя разброс цен большой - и эта названная цифра очень приблизительная). Главное - ездить аккуратно и не нарушать правил.

Первым делом Вы должны заплатить несколько долларов (все затраты на получение прав - примерно долларов 20) и сдать теоретический экзамен. Раньше сдавали только на английском языке, теперь (по крайней мере, в крупных городах) можно и на русском. Затем медкомиссия. В Америке не станут раздевать, стучать молоточком по коленке и спрашивать, переносили ли Вы в детстве ветрянку. Весь медосмотр заключается в осмотре окулиста. И если Вы неважно видите, то в правах будет отметка, повествующая о том, что водить Вам разрешено только в очках или контактных линзах.

После медосмотра, если Вы успешно сдали правила (допускается сделать примерно 5 ошибок из 25-30 вопросов - в разных штатах эти цифры различны), Вы должны будете продемонстрировать вождение автомобиля. Экзамен сдается на ВАШЕМ автомобиле (он может быть и не Ваш, а, скажем тот, на котором Вы учились ездить, короче любой, но Вы его должны сами себе предоставить). Если сдали успешно, в том же здании делают мгновенную фотографию и выдают готовые пластиковые права.

Возможные сложности. В некоторых штатах есть сложности при сдаче вождения, так как необходимо бывает, например, выполнить какие-то элементы, могущие вызвать сложность у новичка. Например, припарковать автомобиль параллельно бордюру, не коснувшись его колесами, и не дальше 10 см от него. Но такое бывает редко. Обычно просто объехать вокруг квартала и все. Гораздо чаще встречается вещь, очень неприятная для иммигрантов: вождение сдается не сразу, а через полгода после сдачи теории. Для местных жителей это не проблема, а для приезжих, когда без машины тяжело, это, естественно, неудобно.

Если не нарушать, то полиция не остановит. Это может, конечно, случиться. Но очень маловероятно. Кроме прав, надо возить с собой страховку на машину. Страхование в США обязательное, и езда без страховки карается очень большими (под $500) штрафами. Подробнее напишу ниже, в разделе "Страховка".

При переезде на другое место принято брать в рент грузовик. Для таких случаев специальные права иметь не нужно. А вот чтобы постоянно работать на грузовике (например, водить огромные "фуры" из города в город) нужно обучиться на специальных курсах и получить специальное удостоверение.

АВТОМОБИЛИ

В США наиболее распространены американские и японские автомобили. Намного меньше немецких. Автомобилей других стран почти нет вообще! По качеству лучшими считаются японские машины - Toyota, Nissan, Honda и др. Американские не очень надежны, хотя в них есть что-то такое свое. Американскую машину трудно спутать с какой либо другой. Немецкие по качеству стоят между американскими и японскими. Конечно, везде есть исключения. Скажем, Mercedes - вообще одни их самых надежных автомобилей в мире, и дорогой Lincoln качественней дешевого Ford-Taurus.

Американский Ford-Taurus стоимостью около $20000

В ремонте наиболее дешевы, конечно же, американские машины. Затем идут японские, и, намного дороже в эксплуатации - немецкие.

В каждой стране есть свои предпочтения. Например, в тесной Европе очень популярны автомобили размером с Таврию. Японцы без ума от маленьких машин класса Оки (класс-А). В США маленькие машины не приживаются. Здесь любят большие, и даже огромные автомобили. Самыми популярными разновидностями являются пикапы и минивэны (для тех, кто не знает - минивэн - это такая легковая машина, похожая на микроавтобус, салон которой может вмещать обычно до 8 человек и всячески трансформироваться).

В 1999 году (более свежих данных у меня нет) лидерами продаж в США были пикап Ford-F150 и семейный седан Toyota-Camry.

Почти все машины в Америке с автоматической коробкой передач. Они значительно легче в управлении, так как педали две, и передачи самому переключать не нужно. Но настоящие Водители, для которых вождение автомобиля - удовольствие, а не просто перемещение из пункта А в пункт Б, конечно же, обычно покупают машины с обычной коробкой, "с палкой", как еще говорят. Все машины (очень редкие исключения вспоминать ну будем), даже довольно старые, укомплектованы кондиционером - климат все-таки жаркий.

Chrysler-Concord

Автомобили для американского рынка отличаются от своих "собратьев" для остального мира. Во-первых, у них размеченный в милях спидометр. Во-вторых, "поворотники" красного цвета, а не желтого, как у нас. Я как-то недавно видел в городе Уфе, где я живу, Dodge-Neon, видимо самостоятельно привезенный из США и не адаптированный для российского рынка. У него были красные "поворотники". Это как-то напрягало. Похоже на стоп сигналы, только мигают. Хотя, может быть, просто с непривычки. А еще фары на американских автомобилях светят и на правую сторону, и на левую одинаково, что по российским и европейским стандартам запрещено - встречных слепят сильнее.

Обычного американского жителя не беспокоят всякие автомобильные вопросы - поменять масло, отремонтировать и т.д. Они просто выполняют рекомендации. Например, через 5000 миль приехать на сервис. Многие даже не знают, как открывается капот, и как меняется колесо. В общем, так и надо, при их сервисе это можно себе позволить. Хотя большинство американских автомастерских не прочь ободрать покупателя, как липку. Там, где можно было бы завинтить один винтик - меняют весь узел. Те, кто нашел хорошего автомеханика, ездят к нему постоянно - как к семейному доктору.

Как я уже говорил, ездят, начиная с 16 лет. И до конца. Пожилые старушки, которые и ходить-то уже толком не могут, тоже передвигаются на автомобилях, зачастую создавая помехи на дороге. Однако, спорный вопрос, кто более опасен - они или лихачи.

Такого явления на дорогах Америки, как расшугивание простых смертных крутыми тачками с мигалками нет. Но вот если едет скорая или пожарная - все расступаются. Все водители друг друга уважают, и большая часть ездит аккуратно и по правилам. Хотя немного скорость превышают практически все (об этом можно прочитать в первых выпусках рассылки).

ПОКУПКА АВТОМОБИЛЯ

Обычно за полную стоимость никто в Америке машины не покупает. Если только старые машины, тысячи за две, за три. Покупают либо в кредит, либо в лизинг. И то и другое возможно при наличии неплохой кредитной истории.

Покупка в кредит лично мне больше нравится, чем лизинг. При покупке, автосалон договаривается с банком, и покупатель вносит только часть цены машины (можно и вообще ничего не вносить), а вся остальная сумма погашается ежемесячно небольшими "кусками". Например, по $400 в месяц в течение трех лет.

При покупке машины в лизинг, также нужно платить определенную сумму (обычно, меньшую, чем в кредит), но при истечении оговоренного срока машину у Вас забирают. То есть Вы как бы берете ее в аренду, и она не является Вашей. Банк потом продает машины, бывшие в употреблении в лизинге. Часто продает недорого.

Старую машину можно продавать как самостоятельно, так и сдавать в автосалоны. Самостоятельно продавать несколько выгоднее, но более хлопотно. При сдаче машины в автосалон, можно взять новую, погасив старой часть стоимости.

Купить подержанную машину можно также, как по объявлению, так и в автосалоне. По объявлению можно найти дешевле (для очень дешевых машин, цены могут различаться чуть ли не в два раза), но кредит Вам не дадут. К тому же в автосалонах часто обновляют машины: ставят новые фары, шины, мелочевку.

При покупке-продаже машины заполняют специальную карточку, в которой записывают имя нового владельца, пробег машины, цену.

При покупке автомобиля можно торговаться. Причем не только при покупке у владельца, но и при покупке новой машины в автосалоне. Причем скинуть могут довольно существенную сумму. Например, при стартовой цене в $12000, Вы можете, удачно поторговавшись, купить ее за 10 тысяч. Однако это занимает много сил и времени. Просто так, сразу, продавец уступит долларов двести, не больше. При торговле продавец будет делать вид, что он бы рад снизить цену для такого хорошего человека, как Вы, но вот фирма этого не переживет. Будет по 10 раз бегать якобы к менеджеру и советоваться.

Конечно, хорошую скидку можно получить только на модель, на которую нет ажиотажного спроса. Когда появились в продаже Ford-Focus, их продавали не то, что со скидкой, а вообще делали на ней деньги (чего так некоторые фанатеют - терпеть не могу этот Фокус :-) ).

Конечно, перед покупкой машины разрешат не только осматривать, рассматривать, но и прокатиться. И не раз. Продавец заинтересован продать товар, поэтому отказа не будет, даже если Вы поездите на 10 машинах, а потом уйдете, сказав, что в другой раз купите.

Все больше и больше людей покупают машины через интернет. Те, кто не покупает - смотрит, читает и сравнивает характеристики разных моделей. Благо, выбор огромен.

СТРАХОВКА

Страховка является столь же важным документом на машину, как и права. А может даже и важнее. Обязательно страхование гражданской ответственности - то есть, если авария произойдет по Вашей вине - платить будет страховая компания. Остальные виды страхования добровольные. Существует множество разных тарифов, схем, по которым можно застраховать автомобиль. Цена страховки зависит от того, каков стаж вождения, какая машина, семейный ли Вы человек или молодой раздолбай и т.д.

На цену страховки также влияет максимальный размер компенсации, которую выплатит страховая компания. И очень сильно влияет попадание в аварию и количество и серьезность нарушений правил.

Страховку можно оформлять на одного человека, а можно на супругов или на семью. В таком случае цена страховки немного возрастает, но зато водить машину можно всем.

Если Вы даете кому-то машину, то он может воспользоваться Вашей страховкой. Но только, если не пользуется машиной постоянно. Если пользуется регулярно, то его тоже надо вписывать в страховку. Трудно проконтролировать, регулярно пользуется он машиной или нет, но общепринятые правила таковы.

При подписании контракта со страховой компанией очень желательно внимательно читать договор. Самые неприятные места часто бывают написаны мелким шрифтом незаметно в конце.

В среднем, страховка на не очень дорогую машину (скажем, Toyota-Camry) в среднем обойдется в $200 в год.

И ДРУГОЕ…

Ну, что еще сказать… Про криминогенную обстановку. Она различна. Например, в небольших городишках можно даже машину не закрывать. А в крупных, и тем более, в Нью-Йорке, не говоря уже о неблагополучных районах, вероятность кражи машины выше. Однако, в целом, с этим проще, чем в России. Как-то раз читал в журнале "За рулем" случай, как покушались на привезенный из США шикарный "Лексус". На нем была установлена навороченная автосигнализация. В первую же ночь в России машину попытались угнать. Открыть дверь и отключить крутую сигнализацию ворам удалось без труда. И, если бы не одна хитрость владельца, машины бы он больше не увидел.

Несколько слов насчет доверия машины другому человеку. В России сейчас с этим намного проще, чем раньше. Доверенность можно написать от руки, не заверяя у нотариуса. В США же еще проще. Там не нужно никакой доверенности вообще. Передаешь ключи от машины и все! Если у того человека есть своя страховка, позволяющая ездить на других машинах, то даже страховку передавать не надо. Пока машина не значится в угоне, никого не интересует, кто за рулем, владелец или нет.

Зато проверить, в угоне ли машина или нет, очень просто. Все полицейские машины оснащены компьютером, через который возможен доступ к общей базе данных. За считанные секунды можно определить, угнана ли едущая впереди в потоке машина или нет.

Полицейские экипированы очень хорошо. В каждой машине помимо компьютера, есть современный радар, который позволяет определять скорость прямо на ходу. Некоторые полицейские машины выглядят, как обычные. И когда нужно, полицейский может выставить на крышу мигалку на магните. Используется и скрытое патрулирование, когда в потоке машин какая-то из них является полицейской.

Кстати, в большинстве штатов обязателен только задний номер на машине. "Коп может догонять автомобиль только сзади!". Вместо переднего некоторые вешают какие-нибудь таблички. В США разрешено за определенную сумму (несколько сот долларов) ставить не обычный номер, а с текстом, который захотите. Кроме запрещенных слов. Точно не помню, кажется, запрещено писать "ЦРУ", "ФБР" и "БОГ".

Вот так вот. Ведь можно же сделать так, чтобы автомобиль не являлся врагом окружающей среде. Птицы, белки, зеленая трава, человек, дороги и машины прекрасно сосуществуют вместе. Это очень хорошо, когда не человек для автомобиля, а автомобиль для человека. Может быть, когда-нибудь в далеком будущем и в России будет так.

Декабрь, 2000г.